Казань против транспортной революции
27 июля 2007 года

Первая партия НЕФАЗов действительно появилась в городе. Но не в начале года, а только в мае. И не 200 автобусов, а на порядок меньше. Тогда же выяснилось, что российские автобусы фактически приобретаются лишь для прикрытия откровенного лоббирования китайского автопрома. Потому что городские власти, почти поголовно состоящие в партии «Единая Россия», сделали ставку на китайские автобусы. Оказалось, что с китайскими производителями уже давно завершились переговоры о поставке в город около 1000 автобусов, в Поднебесную уже «ушли» и 2,8 миллиарда рублей. А вел переговоры с китайцами лично руководитель исполкома Казани Марат Загидуллов.

Злые языки поговаривают, что китайцы умеют договариваться и тем, кто лоббирует контракты, возвращают до 10% суммы контракта. Конечно, нет оснований слепо верить этим утверждениям, как нет оснований и не верить им. Пусть проверкой прокуратура занимается. Но для Марата Загидуллова «китайский контракт» далеко не первый, когда нынешний глава городского исполкома оказывается в эпицентре подобных разговоров.

20 июня 2007 года интернет-газета «Взгляд» опубликовала информацию об аресте счетов пермского «Мотовилихинского завода». Это грозило не только остановкой завода, но и срывом выполнения контракта на поставку 38 зенитно-ракетных комплексов «Смерч» в Индию. Вполне возможно, что собственники предприятия, среди которых назван и Марат Загидуллов, осознанно пошли на обострение ситуации, чтобы сорвать выполнение контракта и тем самым подтвердить опасения экспертов о неспособности России выполнять взятые на себя обязательства. 18 апреля прошлого года агентство Regions.ru сообщило: «…Марат Загидуллов пришел на «Мотовилихинские заводы» первым заместителем генерального директора. Произошло это в начале ноября 2005 года перед самым подписанием российско-индийского договора о поставках индийским сухопутным войскам двух полков системы залпового огня «Смерч». Сумма контракта, реализация которого рассчитана на 3 года, составляет 150 миллионов долларов. Эта информация была озвучена пресс-службой губернатора Пермского края 9 марта 2006 года после встречи губернатора края Олега Чиркунова с Маратом Загидулловым. В этот же день в СМИ просочилась и другая информация – о том, что «Мотовилихинские заводы» оказались не готовы к столь крупному заказу и в первую очередь из-за нехватки квалифицированного персонала и проблем с поставками металла для проекта.

Меньше чем через месяц после встречи с губернатором Пермского края Загидуллов подает документы на замещение должности главы исполкома Казани. Но в сообщениях для прессы нет ни слова о том, что он – зам. гендиректора «Мотовилихинских заводов» . Что это? Бегство? Или подарок спецслужбам США? Дело в том, что 1-2 марта 2006 года состоялся визит президента США Джорджа Буша в Индию. В Дели Буш и премьер-министр Индии Маннохои Сингх подписали американо-индийское соглашение, по которому Вашингтон признал ядерный статус Дели. Но это официальные итоги встречи лидеров США и Индии. А были еще и закулисные договоренности. По данным французского эксперта Арно Колики, издающего бюллетень стратегической информации TTU (Париж), у ядерного соглашения есть второе дно – секретное неядерное приложение. По мнению Колики, стороны договорились о том, что американские фирмы будут участвовать в крупнейшем тендере на закупку Индией партии из 126 истребителей.

Конечно, встреча Загидуллова с губернатором Пермского края и последовавшая за встречей утечка информации, что выполнение индийского заказа о системах залпового огня «Смерч» под угрозой срыва, вполне могла быть случайной. Только больно уж своевременна эта случайность. Случайность очень выгодная ВПК США».

В 2005 году выпускник Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе Загидуллов фактически пусть косвенно, но помог конкурентам российских производителей авиатехники. В 2007 году эта помощь была уже не косвенной, а самая что ни на есть прямая. Китайский автопром получил от Казани мощную финансовую подпитку.

Ирек МУРТАЗИН, "Справедливая Россия"